Бил или не бил

СМИ раздули скандал вокруг поведения российского журналиста в Лондоне

Андрей Митьков. Кадр "Первого канала", архив
Андрей Митьков. Кадр "Первого канала", архив

"Российского журналиста выгнали с Олимпиады за драку с беременной женщиной" - так или примерно так выглядели заголовки в десятках российских СМИ, второго августа написавших о скандале с участием главного редактора агентства спортивной информации "Весь спорт" Андрея Митькова. Переполох в СМИ поднялся серьезный - история с журналистом, набросившимся на женщину-волонтера, да к тому же еще и беременную, тянет на главный скандал Олимпиады. Правда, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что речь идет скорее не о скандале, а о раздутом прессой недоразумении.

Первой (и, что характерно, единственной из иностранных газет) о неприятном инциденте, который произошел в Лондоне 31 июля, написала The Daily Telegraph. Из короткой заметки следовало, что 35-летний россиянин Андрей Митьков, освещавший Олимпиаду, попытался пробиться в зону, где журналистам находиться не полагалось. Когда его остановила волонтер, Митьков начал ругаться на нее (по-русски), после чего попытался отстранить, ударив женщину локтем в живот.

"Женщина ушла в слезах и вернулась в сопровождении двух полицейских, - пишет газета. - Мистер Митьков был арестован и провел ночь в участке". Наутро журналиста отпустили, так и не предъявив ему никаких обвинений - что не помешало СМИ растиражировать сообщения о драке Митькова с беременной женщиной. Кроме того, в заголовке заметки утверждалось, что в связи с инцидентом россиянина выдворили из Великобритании.

Волонтеры на олимпиаде в Лондоне. Фото  (c)AFP
Волонтеры на олимпиаде в Лондоне. Фото (c)AFP

Отечественные СМИ, подхватившие историю, хором сообщили, что Российский олимпийский комитет по требованию МОК отобрал у Андрея Митькова аккредитацию, что автоматически означало аннулирование визы. При этом издания ссылались на заявление Марии Киселевой, пресс-атташе российской сборной.

Сам Андрей Митьков описывает события несколько по-другому. По его словам, 31 июля после соревнований по тяжелой атлетике он собирался взять интервью у Светланы Царукаевой, которая завоевала серебряную медаль. Журналист уверяет, что все время находился в смешанной зоне, где присутствие прессы допускается, и никак не нарушал регламент, который ему хорошо известен.

"Услышав заявление женщины в форме волонтера, что я не могу стоять там, где я стою, я обратился к руководителю смешанной зоны с вопросом: 'Какие проблемы? Разве я что-то нарушаю?' - пишет Митьков в специально подготовленной заметке на сайте своего агентства. - Он ответил отрицательно, с улыбкой подтвердив правомерность моих действий".

Журналист признает, что на претензии волонтера реагировал "эмоционально", но утверждает, что никого не оскорблял и тем более ни на кого не нападал. Если он и задел женщину, то лишь случайно - что подтвердилось в полицейском участке, откуда его после 18 часов задержания отпустили, не предъявив обвинений и даже не вынеся предупреждения. 1 августа Андрей Митьков по собственному желанию покинул Лондон и вернулся в Москву.

В связи с этим, пишет Андрей Митьков, заявление Марии Киселевой вызвало у него не меньшее недоумение, чем поведение волонтера, в действиях которой журналист усмотрел "провокацию по национальному признаку". В пятницу россиянин обратился к адвокату с просьбой "рассмотреть возможность обращения в суд по целому ряду пунктов", связанных с лондонским инцидентом.

Иными словами, по сообщениям прессы выходит, что российский журналист нарушил регламент, напал на беременную женщину-волонтера и за это был оперативно выдворен с Олимпиады. А если верить Митькову, то история получается прямо противоположная. Журналист, имеющий "большой опыт работы на крупнейших мировых соревнованиях", ничего не нарушал, даже слова дурного не сказал никому, а ему сперва помешали работать, потом задержали и чуть ли не сутки продержали в участке, а потом еще и оклеветали, заявив, что отобрали у него аккредитацию и депортировали.

Как правило, в таких случаях часто бывает, что обе стороны описывают ситуацию неточно. Очевидно, так произошло и в истории с Андреем Митьковым. Например, вполне очевидно, что никакой "драки с беременной женщиной" не было - это засвидетельствовали в Скотленд-Ярде, отпустив россиянина и не предъявив ему никаких обвинений, даже не выписав штрафа.

Мария Киселева. Фото РИА Новости, Екатерина Чеснокова
Мария Киселева. Фото РИА Новости, Екатерина Чеснокова

И из Великобритании журналиста тоже, скорее всего, не выгоняли - по крайней мере, официального подтверждения сообщение об отмене аккредитации не получило. Что же касается заявления пресс-атташе российской сборной Марии Киселевой, то она, если верить изданию "Р-Спорт", которое приводит ее комментарий впрямую, заявила буквально следующее: "Международный олимпийский комитет проинформировал Олимпийский комитет России о том, что у российского журналиста Андрея Митькова должна быть отозвана олимпийская аккредитация”. О том, почему на основании такого комментария издание сделало вывод, будто Киселева подтвердила отзыв аккредитации Митькова, можно только гадать.

Другой вопрос, что версия, предложенная самим Митьковым, тоже не выглядит абсолютно убедительной. Россиянин считает, что причиной инцидента стала "неустойчивая психика" женщины и даже рекомендует организаторам игр "более жестко подходить к отбору волонтеров". Однако, чтобы спровоцировать добровольца, совсем не обязательно бить его в живот, достаточно слегка толкнуть или даже просто обозвать - словом, сделать что-то такое, что в России и предосудительным-то не считается, но на что в Великобритании реагируют остро.

Кстати, в сообщении того же "Р-Спорт" утверждается, что женщина, которую Митьков обвинил в "провокации по национальному признаку", была темнокожей. Даже вполне безобидное для русскоязычного человека слово "негритянка", не нуждающееся, разумеется, ни в каком переводе, вполне могло быть истолковано ею превратно. А в горячке наш соотечественник вполне способен и не такое сморозить.

Словом, большого скандала из истории с главредом агентства "Весь спорт" пока что не выходит. Скорее это история о недоразумении, вызванном своеобразной культурой российского общения и раздутом СМИ. Одновременно пресса подставила и Российский олимпийский комитет - ведь у них выходит, что наши чиновники поспешили выдворить журналиста из Лондона по первому требованию МОК, даже не попытавшись разобраться, виноват ли он в чем-нибудь.

Скорее всего, все встанет на свои места 6 августа, когда Андрей Митьков планирует вернуться в Лондон и продолжить работу на Олимпиаде. Если поездка состоится - значит, все в порядке и никто не лишал его аккредитации на ровном месте. Если же в Великобританию журналиста не пустят, то у него появятся весомые основания для того, чтобы подать в суд и на британцев, и на российских чиновников.

Константин Бенюмов

Реклама

Последние разыгранные медали

Современное пятиборье: женщины

Лаура Асадаускайте Литва
Саманта Мюррей Великобритания
Яне Маркес Бразилия

Водное поло: финал

Бокс: свыше 91 кг

Энтони Джошуа Великобритания
Роберто Каммарелли Италия
Магомедрасул Меджидов Азербайджан
Иван Дычко Казахстан