Олимпиада в Лондоне впервые в истории Игр пришлась на эпоху расцвета социальных сетей. Одновременно с телевизионной трансляцией состязания в Лондоне в режиме реального времени освещаются в соцсетях. Более того, многие интернет-пользователи обзавелись новым хобби: комментировать происходящее в телевизоре в своем микроблоге или вести свою собственную онлайн-трансляцию для тех, у кого под рукой есть только интернет.
Соцсети, понимая, что это их шанс увеличить лояльность аудитории, пошли навстречу пользователям. Еще в июне Facebook представил специальную страницу, на которой собрал ссылки на аккаунты спортсменов, олимпийских сборных и отдельных видов спорта. Получилось, правда, не очень качественно: на российской странице можно найти две ссылки на профиль Елены Исинбаевой, а соседствует с ней Евгений Плющенко, который к летней Олимпиаде особого отношения не имеет. Свою олимпийскую страницу представил и Google, а главный аттракцион британской столицы, колесо обозрения London Eye, даже научили реагировать цветом на общее настроение твитов об Играх.
Сам Twitter скооперировался с американским телеканалом NBC и запустил спецпроект, в рамках которого отбирает самые важные твиты спортсменов, тренеров, болельщиков и других причастных к Олимпиаде людей. NBC взялся (по некоторым данным, бесплатно) рекламировать ссылку на эту страницу в своих сюжетах. Спецпроект работает только в США, где NBC владеет эксклюзивными правами на трансляцию Игр, и тандем на первый взгляд выглядел вполне по-современному: телевидение и интернет решили не конкурировать, а дополнить друг друга.
Только вот "современный" NBC показал церемонию открытия Олимпийских игр в записи, а не в прямом эфире, что ожидаемо вызвало бурю гнева в США, причем в первую очередь у интернет-пользователей. Они-то прекрасно понимали, что за три лишних часа, пока они будут ждать свою трансляцию, все ее детали утекут в те же Twitter и Facebook. Потеряв возможность откомментировать церемонию открытия, блогеры принялись за саму NBC: в адрес телеканала посыпались упреки в отсталости ("на дворе XXI век"), тупости ("как можно не замечать такое событие?") и жадности ("NBC просто хочет показать церемонию в прайм-тайм, чтобы собрать побольше денег").
Телеканал действительно объяснил свое решение отложить трансляцию на три часа, то есть до вечернего прайм-тайма (для Западного побережья США задержка составила шесть с половиной часов), желанием собрать у экранов максимальную аудиторию. За права на трансляцию NBC заплатил 1,18 миллиарда долларов, поэтому неудивительно, что его руководство захотело отбить хотя бы часть этих денег на дорогостоящей рекламе в прайм-тайм.
Задержку в показе NBC оправдывал еще и тем, что большую часть контента в режиме онлайн выкладывает на своем сайте. Но при этом телеканал "забыл" упомянуть, что доступ к онлайн-трансляции американские интернетчики могут получить только при наличии у них подписки на один из кабельных каналов сети, стоимость которой составляет 100 долларов в месяц.
Наиболее отчаянные из тех, кто счел политику телеканала NBC по-настоящему злодейской, решились на нелегальный просмотр Олимпиады (например, через взлом систем "Би-би-си", которая транслирует все олимпийские события в режиме реального времени). Те же, кто решил ждать показов в записи, нашли еще много поводов для недовольства. Самой, пожалуй, скандальной стала история с соревнованиями по плаванию комбинированным стилем на дистанции в 400 метров: пока NBC крутил какое-то околоспортивное интервью, пловец Райан Лохте принес Америке ее первое золото. Большая часть американцев узнали об этом из новостей (в том числе и на самом NBC), но увидеть победу спортсмена собственными глазами смогли лишь несколькими часами спустя.
Одним из самых яростных критиков NBC неожиданно оказался корреспондент The Independent Гай Адамс (Guy Adams). В своем микроблоге он несколько дней поносил телеканал на чем свет стоит и наконец предложил своим читателям (а их у него было-то всего ничего, меньше 10 тысяч) выплеснуть гнев на Гэри Зенкеля (Gary Zenkel), главу подразделения NBC Olympics, отвечающего за трансляцию Олимпиады. Для этого Адамс опубликовал адрес электронной почты Зенкеля.
Вскоре после этого микроблог Адамса был заблокирован, потому что журналист, как сообщила ему администрация Twitter, нарушил запрет на публикацию личных данных. Критиков этот факт разозлил еще больше, потому что на фоне олимпийского сотрудничества сервиса микроблогов и телеканала NBC блокирование аккаунта можно было расценить как попытку подвергнуть цензуре критику в адрес одного из партнеров.
В поддержку обиженного журналиста микроблогеры стали писать твиты с хэштегами #guyadams и #NBCFail, выкладывать адрес электронной почты Зенкеля (который неплохо разошелся по СМИ благодаря шумихе) и призывать к бойкоту NBC. Кто-то остроумный создал микроблог @NBCDelayed, в котором стал размещать сатирические твиты, иронизируя над разного рода сдвигами в хронологии (вроде "американские колонисты объявили о независимости, ожидается ответ короля"), - всего за несколько дней он стал довольно популярен.
Twitter в итоге признал свою неправоту и восстановил микроблог Адамса. Оправдания сервиса, правда, прозвучали довольно витиевато: сотрудники Twitter, которые работают над олимпийским спецпроектом, увидели тот злополучный твит Адамса и рассказали о нем представителям NBC, посоветовав подать стандартную в таких ситуациях жалобу. NBC пожаловался, и другое подразделение Twitter, недолго думая, заблокировало нарушителя.
Именно тот факт, что идея пожаловаться исходила от сотрудников Twitter, и заставил сервис передумать: администрация подчеркивает, что не занимается мониторингом записей и их содержимого, а только реагирует на жалобы. А жалобу может подать лицо, чьи личные данные оказались опубликованы, или его представитель. Действий Адамса компания при этом не оправдывает: Twitter не знает, использует ли тот или иной человек свою корпоративную почту в личных целях, поэтому не разрешает публиковать никакие адреса. Твит Адамса, правда, все еще доступен, а число подписчиков микроблога самого журналиста из-за всей этой истории практически удвоилось.
Блокирование аккаунта журналиста получило такой резонанс, что издание The Telegraph даже решило напомнить читателям, какие же записи и материалы неприемлемы в Twitter. Статья вышла 31 июля, а накануне 17-летний британец, скрывающийся под ником @Rileyy_69 опубликовал целый ряд оскорбительных твитов в адрес британского пловца Тома Дэйли. На следующий день британская полиция задержала несдержанного блогера.
Неприятности из-за некорректных твитов возникают и у самих олимпийских спортсменов. В первые же дни соревнований сразу два атлета-интернетчика отправились домой: швейцарский футболист Мишель Морганелла некорректно отозвался о корейских коллегах, а греческая прыгунья Параскеви Папахристу поплатилась за записи расистского характера.
Все эти инциденты и интерес общественности к ним показывает, насколько серьезно вошел Twitter в повседневную жизнь. Миллионам пользователей он служит отличным инструментом для оперативного получения информации, общения с друзьями и выплеска эмоций. Дошло до того, что болельщиков на стадионах уже попросили твитить как можно меньше, чтоб не создавать помех для телетрансляций. И чем дальше, тем меньше эта просьба будет касаться технической стороны вопроса.